Уведомлять о новых сообщениях

Главный секрет успеха в выездке. #3911


Гуттаперчивые... Главный секрет успеха в выездке.

Согласно современной концепции выездки судьи на международных турнирах гораздо более высоко ценят не выполнение сложных элементов, а качество движений в целом, эластичность и гибкость лошади. Почему эти понятия вышли на первый план в современной выездке? Об этом рассказывают гости «ЗМ», профессионалы от выездки.

Мнение всадника: Татьяна Янсон

Что такое гибкость?

Гибкость и эластичность выездковой лошади, а точнее, ее мускулатуры – это сумма природных данных и качеств, выработанных человеком в процессе правильного тренинга. Это одно из главных понятий, которое должен постичь всадник, желающий добиться успеха в выездке.
Чтобы расшифровать этот постулат, немного окунемся в анатомию. Гибкость и эластичность лошади зависят от гибкости и эластичности мышц, отвечающих за движения лошади. В идеале у правильно подготовленной лошади эти мышцы способны во время движения по мере необходимости максимально расслабляться (растягиваться) и сокращаться. Растягиваясь-сокращаясь, мышцы будут гнуть корпус лошади подобно упругому луку. Главное, чтобы импульс движения и сгибания-разгибания проходил равномерно от крупа к голове лошади и все мышцы на его протяжении действовали согласованно. Если говорить конкретно, для выездковой лошади важно правильное выполнение двух типов сгибаний: прямых (например, подведение задних ног под корпус и, собственно, сбор) и боковых (сгибание в шее, в затылке, в боку). Если боковые сгибания способны сносно выполнить гибкие от природы лошади, то навыки прямых сгибаний – целиком результат тренинга.
Отсутствие или недостаток гибкости проявляется в скованности лошади. По сути, это скованность мышц (от крупа к голове – всех мышц или каких-либо конкретных участков), отвечающих за движение. Для наглядности представьте ивовый прутик. Если он неповрежденный, то будет гибким от начала до конца и вы легко согнете его в кольцо. Если в каком-либо участке прутика есть одеревеневший участок или трещина, при сгибании в кольцо в этом месте прутик сломается. Если продолжить аналогию, то мышцы лошади от крупа до шеи должны быть не одеревеневшим прутиком, а упругим и эластичным резиновым шнуром.

От чего зависит гибкость?

Большая ответственность за развитие гибкости, правильную работу лошади и ее дальнейшую спортивную судьбу лежит на всаднике. Всадник может грамотно обучить лошадь, помочь ей полностью раскрыться. А может помешать правильному развитию, довести лошадь до спортивной деградации и травм.
Если одна и та же лошадь на свободе, бегая в леваде (или в руках, на корде, на вожжах), демонстрирует прекрасные движения, а под седлом становиться скованной, а ее движения резкими и неритмичными (или под одним всадником она гибка и энергична, а под другим – скованна), то отсутствие гибкости и плохие движения лошади – это проблема всадника, а значит, в первую очередь человек должен найти и исправить собственные ошибки. К сожалению, очень часто бывает, что в таких случаях неперспективной объявляют именно лошадь.
В природе лошади нужна скорее не гибкость, а резвость и быстрота реакции. Особые требования к гибкости возникают только в конном спорте, а значит, сама лошадь никогда не натренирует свои мышцы в этом направлении. За счет заложенных природой данных лошадь сможет показать неплохие результаты в малых ездах, но элементы Большого приза требуют от животного максимального владения своей мускулатурой, ведь ей приходится совмещать в процессе выступления прямые и боковые сгибания, не теряя при этом темп движения.
Нет такого экстерьера, который обеспечит лошади стопроцентную гибкость без усилий человека, хотя гибкие от природы лошади, конечно, есть. Однако при выборе лошади обратить внимание на ее экстерьер нужно. Главное, он должен быть гармоничным. Нежелателен для выездковой лошади низкий постав и высокий выход шеи, короткий затылок, узкие ганаши – не будет красивого сбора, а также возможно затруднение дыхания при работе в сборе. У лошади с коротким корпусом трудно выработать хорошую гибкость (нет достаточной длины мышц), но слишком «растянутые» лошади тоже не подходят – у таких трудно добиться высокой степени скоординированности мышц. Важно, чтобы лошадь была устойчивой, обладала природным чувством равновесия. Для этого при выборе не мешает понаблюдать за движением лошади на свободе. Длинные ноги и длинная шея – эффектно, но не очень удобно. Такую лошадь подготовить гораздо сложнее, но результат оправдает потраченные усилия.
Что же мешает гибкости? Ответ один – скованность, неэластичность, «закостенелость» мышц. Причины для этого могут быть самыми разными. Скорее всего, скованность – результат неправильной подготовки, но закрепощенность мышц может вызвать травма, испуг или дискомфорт от неправильно подогнанного снаряжения. Поэтому, прежде чем начинать работу с лошадью, нужно кропотливо выяснять, чем вызвана закрепощенность.
тренируем гибкость
В идеальном варианте работу по развитию гибкости начинают буквально с рождения лошади. Например, у себя в клубе я подхожу к жеребенку в деннике и потихоньку сгибаю шейку налево-направо. Это уже гимнастика, и в таком возрасте жеребенком легко манипулировать.
В более старшем возрасте, во время заездки, важно изучить характер лошади, чтобы найти к ней правильный подход и постепенно приучить к «трудовой дисциплине». Нужно без грубости и жесткости объяснять молодой лошади, что существуют рабочие рамки. На этом этапе упражнения на гибкость (сгибания шеи и др.) можно выполнять в руках.
Как только лошадь заезжена, можно переходить к работе под седлом. С этого момента упражнения на гибкость должны быть ежедневно включены в график тренировки.
Каждый день нужно некоторое время уделять работе по следующей схеме. Вначале упражнения на гибкость (боковые сгибания шеи, повороты и др.) делаем на шагу. Потом переходим к работе на активном движении. Это ключевой момент. Сначала придаем лошади импульс, активно продвигаем ее вперед. Импульс и активное движение – залог полноценной работы. Второй важный момент – ощутить упругость и напряжение мышц от крупа до шеи, приблизиться к состоянию сбора. Мышцы лошади оказываются «под нагрузкой», степень которой должен чувствовать и регулировать всадник. Только в этом случае мышцы будут тренироваться!
Здесь важно правильно понимать, что такое «сбор». Правильный сбор начинается с подведения под корпус задних ног лошади. Именно оттуда начинается «натягивание лука». Лошадь в правильном сборе – это пружина, сжатая от задних ног до шеи. Когда такая «пружина» распрямится, лошадь получит мощный импульс для движения и начнет двигаться прибавленным аллюром. Когда «пружина» сжата, вы выполняете сокращенные аллюры – пассаж, пиаффе, пируэтты на галопе. Особенно частая ошибка – «распущенный зад» при согнутой «в баранку» шее – не дает импульса, а лишь создает проблемы для мышц шеи, затылка лошади и, как результат, проблемы с дыханием.
В процессе работы лошадь может сопротивляться упражнениям, ведь они вызывают определенный дискомфорт. К сопротивлению нужно относится внимательно. Если оно вызвано дискомфортом, болью, другими внешними факторами, нужно найти причину дискомфорта и удалить ее. Если причина в «недовольстве» лошади, то сопротивление нужно преодолевать мягко, но настойчиво. Но ни в коем случае нельзя наказывать лошадь ударами хлыста или бича. Один раз полученный удар на подсознательном уровне закрепит страх перед тем или иным движением, бороться с которым будет очень трудно. Так рождается закрепощенность!
Важно понимать, что невнимательное отношение к лошади, преодоление ее сопротивления без выяснения его причин часто приводит к травмам. К примеру, мышцы плеча (или шеи, спины, затылка или любые другие) у лошади закрепощены, а вы требуете от нее большой амплитуды движений на прибавленной рыси. В итоге мышцы механически рвутся от непосильных усилий – вначале возникают микротравмы мышечных волокон, при продолжительной неправильной работе микротравмы накапливаются и превращаются в настоящую травму. Аналогично возникают проблемы с суставами, связками, сухожилиями.
Другой конкретный пример. Если у лошади нескоординированно работают мышцы с левой и правой стороны, внешне это выражается хромотой. На языке профессионалов это называется «лошадь стреляет ногами». Проверить это легко: сойдите с «хромающей» лошади и пусть она пробежиться на свободе. Если ее хромота – результат ваших ошибок, на свободе движения станут ритмичными и равномерными.
Главное, помните, что тренировка гибкости – это кропотливая, в чем-то даже нудная работа, которая будет длиться годами. Ежедневный прогресс, продвижение вперед вы не увидите, а результат труда сможете оценить только при достижении лошадью зрелого возраста.
Хотя работу над гибкостью нужно начинать как можно раньше, приступать к ней не поздно с лошадью практически любого возраста, особенно если она имеет гибкость и хорошие движения от природы. Если возрастная лошадь неправильно подготовлена, то кропотливой работой специалист может исправить многие недостатки. Но максимальный результат можно получить все же у молодой лошади, ведь работа с ней все равно что жизнь, начатая «с чистого листа».

Татьяна Янсон

Мастер спорта, руководитель собственного клуба.
Конным спортом начала заниматься с 12 лет в детской конноспортивной школе при ЦМИ под руководством Анатолия Певцова. В начале 80-х перешла в СДЮШОР «Битца», где тренировалась у А.А.Антикяна. Спортивную карьеру продолжила в стенах МСХ им.Тимирязева.
С 1997 года выступает на собственных лошадях. Призер многих международных турниров. Одна из лидеров по результатам серии этапов Кубка Мира 2004/2005 гг. по центрально-европейской зоне.

Мнение судьи: Ольга Соболева

Зачем нужна гибкость?
Гибкость – это способность выполнять движение с большой амплитудой. Она зависит от эластичности мышц и связок и может изменяться под влиянием внутренних (напр. возбуждение) и внешних (температура среды) факторов. Чем выше температура воздуха или чем лучше разогрета лошадь в течение разминки, тем выше ее гибкость.
Большую роль в ограничении подвижности в суставах играет возбуждение растягиваемых мышц, имеющее, вероятно, охранительную природу. С ростом гибкости растягиваемые мышцы начинают возбуждаться при больших амплитудах движения, при этом их активность снижается.
Причина, которая заставляет развивать гибкость у молодой лошади, – это относительная позднеспелость и возможность путем регулярных упражнений влиять на формирование, эластичность и прочность связок, суставов и сухожилий. У взрослых лошадей, не бывших в тренинге, развитие такого качества, как гибкость, сталкивается с проблемами полностью сформированного костно-мышечного аппарата, не получавшего специализированного тренинга и зачастую имеющего чисто механические ограничения, не позволяющие достичь максимальных амплитуд движений в суставах.
Судья должен обращать внимание на гибкость конечностей, оценивая амплитуду движения на прибавленной рыси, гибкость позвоночника, оценивая согнутость лошади при боковых движениях, а также гибкость шеи и затылка, характеризующие постав и правильное положение головы и шеи, сбор лошади.
Гибкость конечностей. На прибавленной рыси мы видим удлинение маха при работе задних ног от бедра, которые толкают тело лошади вперед, импульс (желание двигаться вперед), большой захват пространства и раскованные плечевые суставы.
Гибкость спины (грудной и пояснично-крестцовый отдел позвоночника). Обеспечивает подведение зада и хорошего качества боковые движения. Мы видим работу лошади на принимании - расслабленную согнутую шею, легко и без напряжения гибкий позвоночник лошади в результате увеличенного сгибания в горизонтальной плоскости (в боку) дает возможность лошади подводить задние конечности под корпус и принимать на них большую часть нагрузки.
Гибкость шеи и затылка. Мы видим укорочение рамки при хорошо подведенных задних ногах, мягкую, гибкую, округленную спину, приподнятую лебединую шею и сдачу в затылке, живой жующий рот лошади.

Как развить гибкость?

Работа над гибкостью с молодой лошадью начинается с элементарных вещей – работы на корде, в руках, без резких воздействий заездки. Езда в лесу и по пересеченной местности положительно воздействует на укрепление связок и суставов конечностей, бокового сгибания при езде между деревьями. Каждая разминка должна начинаться с растяжки и расслабления спины и шеи, так называемые «резинки» на шагу, рыси и галопе, когда лошадь учится расслабляться и тянуться за поводом вперед и вниз, тем самым создавая базу для дальнейшей работы над выездкой лошади.
В тренировку обязательно надо включать переходы от одного вида бокового движения к другому, например из траверса в ранверс, из ранверса по прямой в вольт, из траверса в плечом внутрь, из траверса в вольт ранверс, контрперемены на принимании направо и налево и др. Систематическая тренировка мышц и связок передник и задних конечностей дает возможность ногам двигаться свободно, с хорошей амплитудой и сохранением импульса, ритма и равновесия, производя при этом перекрещивание внутренних ног с наружними, это является одним из элементов принимания.
Работа по извилистым линиям – серпантины, спирали, восьмерки на всех аллюрах – способствует плавной и постепенной работе над гибкостью. Различные упражнения на галопе и контргалопе – вольты, спирали, принимания, плечом внутрь, гимнастические прыжки на клавишах – также служат хорошим упражнением для развития гибкости спины и конечностей как для конкурных, так и для выездковых лошадей.
Как судья, я могу заметить, что бывают лошади, у которых гибкость и пластичность есть от природы, и их эластичность при выполнении упражнений высшей школы, конечно, отличается от движений лошадей менее одаренных. Но тем и интересна выездка, в результате которой всадник делает лошадь спокойной, более гибкой и эластичной, раскрепощенной и послушной, в то же время доверчивой, внимательной и энергичной, достигая полного взаимопонимания.
При отборе лошадей в выездку нужно учитывать, что генетические факторы обеспечивают до 20% успеха в развитии такого качества, как гибкость (наследуется выгодное анатомическое строение), но остальное зависит от правильно и вовремя проведенного тренинга. В годовом цикле тренировок не должно быть длительных промежутков, в которых отсутствуют упражнения, поддерживающие гибкость, так как уменьшение амплитуды движений может наблюдаться уже через две недели после прекращения упражнений.
К сожалению, объем журнальной статьи не позволяет подробно описать методики по развитию гибкости. Для этих целей пишутся методические указания, учебники, руководства. Мы же хотели достигнуть одной цели – чтобы каждый, кто садится в седло с серьезной целью и хочет испытать свои силы в подготовке лошади, понимал, насколько важен этот простой и одновременно очень сложный вопрос – гибкость лошади.

Ольга Соболева

Мастер спорта, тренер высшей категории, судья высшей категории, преподаватель Московской государственной академии физической культуры.
Конным спортом начала заниматься в 16-летнем возрасте в ДСО «Труд». Первые тренеры – В.А. Дронский и А.М.Фаворский. После окончания школы пришла в КСК «Битца», где прошла ступени от рабочего по тренингу до директора конноспортивной школы.
С 1986 года занимается судейством, с 1999 года - преподаватель Московской государственной академии физической культуры.

Владислава СМИРНОВА

Реклама