Уведомлять о новых сообщениях

Подготовка троеборного всадника и лошади В. Кунтше #3931

Автор: В. Кунтше
Предоставлено: ВНИИк, http://www.ruhorses.ru [ruhorses.ru]
Выдержка из учебника "Лошадь и спорт"

Введение
Подготовка лошади к полевым испытаниям
Дороги
Стипль-чез (отрезок "Б")
Кросс (отрезок "Г")
Тренировка лошади на выносливость
Подготовка лошади для участия в конкуре
Тренировочный процесс
Тренировочный план
Общие данные о всаднике и лошади
Постановка цели
Периодизация тренировки, планирование соревновательного периода
Содержание и построение тренировки

"Лошадь и спорт" - это первый выпущенный за рубежом учебник, который содержит перспективный план подготовки всадника и лошади к международным соревнованиям.
Раздел "Троеборье" написан одним из ведущих специалистов ГДР В. Кунтше. В нем подробно излагается методика подготовки троеборной лошади и всадника. Материал может быть использован как учебное пособие для подготовки всадников высших разрядов и тренеров по троеборью. Он построен так, что исключает опасность форсированной подготовки.
_____________
Тренер отдела конного спорта ФКС СССР В. Федин
_____________

Для успешного участия в соревнованиях по троеборью необходима основательная подготовка всадника и лошади во всех трех видах конного спорта. Особое внимание следует уделять выездке лошади.
По своему содержанию выездка лошади для участия в соревнованиях по троеборью не отличается от подготовки лошади для специальных соревнований по выездке соответствующего класса. Однако выездка троеборной лошади отличается тем, что она должна проводиться не только в манеже, но и в естественных условиях, на природе. На открытой площадке для манежной езды на лошадь почти не воздействуют отвлекающие факторы, с которыми необходимо освоиться каждой троеборной лошади. Кроме того, езда в одном и том же открытом манеже однообразна и отрицательно влияет на импульс движений, так как всадник все время повторяет одни и те же фигуры манежной езды, программа которой годами не изменяется. В большинстве случаев всадник не использует разнообразие принятых в выездке фигур, позволяющих совершенствовать основные аллюры, подвижность, расслабленность и "проводимость" лошади.
Хорошие результаты дает выездка лошади на лугу и широких лесных дорогах, на ровных участках, покрытых песком. Используя естественное движение лошади вперед и разнообразие местности, всадник совершенствует свою посадку и посыл, в то время как у лошади вырабатывается импульс движений и внимательность. Выезжая лошадь вокруг естественных препятствий, всадник совершенствует ее гибкость "проводимость". Езда же в открытом манеже должна проводиться только в целях контроля. Установлено, что многократное повторение фигур в процессе тренировки не оправдывает себя. Лошадь очень хорошо запоминает фигуры манежной езды, начинает переходить из одного аллюра в другой и выполнять фигуры, не дожидаясь требований всадника. Однако троеборная лошадь должна всегда беспрекословно выполнять требования всадника. Этого можно добиться частой сменой окружающей обстановки во время тренировки и устранением мешающих факторов.
Частая перемена места тренировки предъявляет к лошади высокие психологические требования, которые можно выполнить лишь в том случае, если между всадником и лошадью будет существовать обоюдное доверие.
Тщательная целенаправленная выездка играет существенную роль при подготовке лошади для основного вида троеборья - полевых испытаний. Цель выездки - уравновесить лошадь под всадником, а также укрепить ее сухожильно-связочный аппарат, мышцы и суставы. Кроме того, выездка вырабатывает у лошади послушание и "проводимость", которые играют большую роль при преодолении трудных препятствий и езде по пересеченной местности.

При подготовке лошади к полевым испытаниям рекомендуется по возможности ежедневно менять обстановку, препятствия, профиль и грунт, заниматься выездкой на подходящей для этой цели местности.
При тренировке лошади на местности лучше ездить группами, так как зачастую из соображений методики тренировки рекомендуется сначала "пропустить" на незнакомое препятствие более старую, уже подготовленную лошадь. Тренировка в группе доставляет больше удовольствия, вырабатывает чувство товарищества и способствует развитию у всадников старания и здорового честолюбия.
Группа должна состоять из четырех всадников (не более), чтобы тренер мог внимательно следить за каждым спортсменом. Однако работать в группе - это не значит галопировать одновременно всем вместе или же одновременно преодолевать препятствия. Троеборье - это соревнование, где каждый всадник стартует отдельно. Поэтому не рекомендуется еще больше развивать стадное чувство у лошади в этот период подготовки, заставляя ее преодолевать препятствия и галопировать "в компании".
Оптимального успеха в подготовке лошади на местности можно добиться в том случае, если во время тренировки систематически заставлять лошадь преодолевать сначала более низкие, а затем - высокие препятствия. Условия грунта и профиль местности по возможности должны быть разными. Троеборный всадник и его тренер должны постоянно совершенствовать свои знания в области конструкций полевых препятствий, зарисовывать все новые препятствия, строить их на местности, где проводится тренировка.
Троеборных лошадей учат уверенно преодолевать на свободном галопе низкие и средней высоты препятствия. Они должны рассчитывать сами, сниматься ли на препятствие несколько раньше или позже. Лошадь учится преодолевать полевые препятствия, когда они построены так, что располагают к прыжку. Во время тренировки эти препятствия преодолеваются всегда одно за другим без перерыва. Преодоление препятствий с различной скоростью "с хода" производятся на заранее промеренном отрезке. Вначале лошадь подводят к препятствиям с резвостью, которая ей наиболее удобна. По мере совершенствования подготовки лошади, ее заставляют переходить на большую скорость движения. Рекомендуется преодолевать препятствия различных конструкций. При этом одновременно и у всадника вырабатывается чувство пейса лошади. Во время одного занятия не рекомендуется преодолевать более 10 - 12 препятствий. Необходимо понизить препятствия, если лошадь начинает "бросаться" на них.

Первый отрезок троеборья - дороги - предназначен для подготовки организма лошади для участия в стипль-чезе. Длина первого отрезка дорог - 5-9 км, скорость движения - 240 м/мин. При осмотре маршрута обратите внимание на грунт и выберите отрезок длиной 400-800 м (по возможности в конце отрезка "А"), на котором можно двигаться хорошим полевым галопом, чтобы подготовить лошадь к участию в стипль-чезе.
Прохождение первого отрезка необходимо спланировать так, чтобы на финише оставалось достаточно времени для проверки конского снаряжения, бинтов. Лучше всего пройти этот отрезок на спокойном рабочем галопе, чередуя его с энергичной рабочей рысью (спокойный галоп лучше сберегает конечности лошади, чем прибавленная рысь).
Разница во времени между приходом на финиш первого отрезка дорог и стартом на стипль-чез не должна превышать 5 минут, иначе лошадь слишком остынет и это отрицательно повлияет на ее работоспособность. Если первый отрезок дорог короче 6 км, рекомендуется сделать 20-минутную разминку лошади. Это объясняется тем, что подготовка организма лошади менее 30 минут недостаточна для его полной работоспособности. Отсюда следует что перед участием в полевых испытаниях и подготовительных соревнованиях к троеборью по полной олимпийской программе необходимо производить даже более длительную разминку лошади, не утомляя ее при этом.
Длина второго отрезка дорог - от 5 до 12 км. Это фаза отдыха после стипль-чеза. Примерно через 300 м после финиша проверяются конечности лошади, бинты, резиновые ногавки - "колокольчики" и, в первую очередь, подковы. Если это разрешается положением о соревнованиях, хорошо, чтобы всаднику при такой проверке помог кто-нибудь из опытных спортсменов.
Второй отрезок дорог предназначен для восстановления сил лошади перед кроссом. Всадник может спешиться и пробежать некоторое время рядом с лошадью в поводу, а затем чередовать спокойный галоп, рысь и шаг. Это хорошее средство отдыха лошади и всадника. Однако в беге с лошадью в поводу следует упражняться во время тренировок.
После второго отрезка дорог перед стартом кросса введен перерыв в 10 минут, в течение которого необходимо уделить внимание лошади и привести в порядок ее снаряжение.
В процессе тренировки, длинные отрезки дорог проходят по часам со скоростью 240 м/мин - это способствует развитию общей выносливости лошади и вырабатывает у всадника чувство скорости движения и дистанции. Наблюдая, за лошадью, всадник определяет, выдерживает ли она без особого напряжения длительную тренировку рысью или лучше проходить дистанцию на сохраняющем конечности спокойном галопе. При такой тренировке помогают хорошо видные отметки, сделанные через каждые полкилометра и километр. Среди всадников одной тренировочной группы рекомендуется проводить контрольное соревнование на прохождение заранее промеренной дистанции по одному и без часов с заданной скоростью, например, 2400 м со скоростью 240 м/мин за 10 минут. Победа должна присуждаться всаднику, закончившему дистанцию с наименьшим расхождением с нормой времени. Тренер группы засекает секундомером старт и финиш каждого всадника.
Лошадь необходимо тренировать по дорогам и тропинкам с различным грунтом (галька, каменистые, песчаные дороги и т.д.). Однако тренировку на жестком грунте необходимо проводить весьма осмотрительно, чтобы не повредить конечности лошади. В подготовку молодых лошадей ее вообще не следует включать.

Дистанция стипль-чеза бывает разной - от 2000 до 4200 м в соревнованиях по троеборью по усложненной программе. В троеборье по полной олимпийской программе скорость движения должна составлять 690 м/мин при основной скорости движения 600 м/мин, чтобы "выбрать" все положительные баллы. Если дистанция стипль-чеза составляет 3600 м, при норме времени 6 мин, дистанцию нужно пройти за 5,13 мин чтобы выбрать положительные балы.
На дистанции стипль-чеза принято ставить от 6 до 14 препятствий на расстоянии 300 м друг от друга. При этом уже первое препятствие представляет значительную трудность для лошади и всадника. Размеры и конструкции препятствий должны способствовать их плавному преодолению. Это означает, что при максимальных размерах препятствия (высота 140 см, мертвая часть 100 см, ширина 300 см), а лошадь должна уметь хорошо рассчитывать прыжок.
Специальной стипль-чезной тренировке предшествует работа на развитие выносливости и напрыгивание на полевые препятствия.
Основой тренировки на скаковой дороже является систематическое увеличение скорости движения приблизительно до 700 м/мин. При тренировке для скорости движения до 550 м/мин можно пользоваться овальными песчаными дорожками и лесными тропинками. При тренировках с большей скоростью движения рекомендуется создавать условия сходные со скаковой дорожкой, т.е. проводить тренировку на ровном, пружинистом песчаном или травяном грунте, снижающем возможность травм и позволяющем резвое прохождение дистанции без риска, избегая крутых виражей. Наиболее благоприятны виражи с радиусом не менее 150 м.
В начале скаковой тренировки следует соблюдать особую осторожность. Скорость движения можно увеличивать только в том случае, если лошадь галопирует спокойно, без всяких признаков возбуждения. Чем выше кровность лошади, тем легче ей дается тренировка на скаковой дорожке. При неумелом повышении требований к лошади она будет сильно возбуждаться и закидываться.
Однако, чем ниже кровность лошади, тем осторожнее следует приучать ее к работе на скаковой дорожке. Движение со слишком большой резвостью может привести к переутомлению, закидкам и обносам перед препятствиями, а также потере желания двигаться галопом. Поэтому рекомендуется начинать движение на скаковой дорожке (как во время соревнований, так и во время тренировки) спокойным галопом со скоростью 400-500 м/мин и на запланированную скорость переходить лишь после прохождения 600-1000 м. Слишком резвое начало движения является частой ошибкой всадников - как во время соревнований, так и во время тренировки.
Для участия в стипль-чезе укоротите длину стремени. Всадник должен полностью разгрузить спину лошади, сохраняя крепость посадки. Особое внимание необходимо обращать на технику прохождения виражей на скаковой дорожке Лошадь должна упираться в наружный повод при плотно прижатом наружном шенкеле. Также обращайте внимание и на то, чтобы лошадь шла с постоянным и ровным, но несколько более сильным упором в наружный повод.
Не рекомендуется слишком часто включать в скаковую тренировку преодоление препятствий, так как лошади начинают горячиться и "прочесывают" препятствия. Необходимо приучать лошадей, не знакомых с преодолением препятствий на скаковой дорожке, к преодолению стипль-чезных препятствий.
Преодоление стипль-чезного препятствия с полного хода является определенной проверкой смелости всадника и лошади, так как эти препятствия зачастую выглядят очень высокими. В начале тренировки на скаковой дорожке рекомендуется преодолевать невысокие препятствия. В большинстве случаев это поможет всаднику убедиться в том, что его лошади нравится длинная фаза полета. Во время преодоления препятствия и приземления предоставляйте лошади возможность вытянуть шею, чтобы помочь ей уравновеситься. Для этого руки всадника должны быть поданы вперед, но в то же время они не должны терять контакта со ртом лошади. Придерживаясь такой техники езды всаднику будет легче после приземления продолжать движение с нужной ему скоростью и подготовить лошадь к следующему прыжку.
Во время участия в соревнованиях первые препятствия преодолевайте спокойнее, пока лошадь не возьмет своего ритма. Затем скорость движения по дистанции можно отрегулировать так, чтобы получить запланированное количество положительных баллов.
Не всегда можно "выбрать" все возможные баллы. Это зависит от степени подготовленности лошади, а также от дистанции. Очень редко удается получить эти баллы на стипль-чезе и на кроссе. Ни в коем случае не рекомендуется ехать по дистанции стипль-чеза с большей резвостью чем это необходимо для получения всех положительных баллов.
В течение последних 6-8 недель перед участием в соревнованиях по сокращенной или полной программе троеборья лошадь надо тренировать 3-5 раз на стипль-чезом круге (или дорожке), постоянно повышая требования.

Кросс - основной вид троеборья. Препятствия на кроссе располагают следующим образом: первая треть маршрута - разнообразные препятствия (отвесные, широтно-высотные, канавы, прыжки вниз или вверх), сложность которых постепенно возрастает. В середине маршрута должны стоять самые трудные препятствия, а на последнем отрезке основательные, массивные, широтно-высотные препятствия с заложением, чтобы лошадь могла совершать настильный прыжок. Это делается для того, чтобы лошадь, утомление которой к концу маршрута возрастает, не могла упасть, если она "подлезет" под препятствие (например, отвесное). Профиль местности кросса выбирают по тем же признакам, т.е. на пересеченной местности - несколько легче вначале, в середине - с наибольшими перепадами высоты и трудностями, а к концу - снова несколько легче. На маршруте не должны слишком часто повторяться крутые звезды и повороты. Участки кросса не должны пересекать друг друга или же проходить параллельно.
Препятствия должны естественно "вписываться" в местность, типичными кроссовыми препятствиями являются: шлагбаумы, канавы, стволы деревьев, хворостяные оксеры, каменные стенки и др.
Строятся препятствия по всей местности на равных расстояниях друг от друга, чтобы всадник мог выбрать тактически правильную скорость движения и не ехать слишком резво между группами препятствий. В большинстве случаев первое препятствие на трассе кросса не сложное, но к нему следует относиться серьезно.
Предписанная скорость движения (520 или 570 м) мин, необходимая для выбора всех положительных баллов, а также минимальная скорость движения ( 400 или 450 м/мин ) требуют, чтобы всадник ровно вел лошадь по маршруту. Маршрут кросса, построенный так, как это описано выше, имеет то преимущество, что он не позволяет всаднику ехать слишком резво и заставляет его вести лошадь равномерно и со средней скоростью.
К полевым препятствиям лошадь подводят иначе, чем к конкурным. Если полевые препятствия построены правильно, то всадник не должен "принимать лошадь на повод", чтобы не потерять драгоценного времени. Учитывая это, троеборных лошадей учат самих сниматься на большинство полевых препятствий. "Принимать лошадь на повод" и воздействовать на нее перед препятствием следует только перед особо сложными препятствиями, которые, включаются почти в каждый маршрут кросса. Процесс выдерживания повода связан с дополнительной тратой сил лошади и всадника. Поэтому рекомендуется вести лошадь равномерным, экономящим силы галопом, на котором она может совершить плавный прыжок.
При напрыгивании лошади на местности рекомендуется преодолевать подряд от четырех до десяти препятствий, кроме тех случаев, когда ставится цель - преодолеть определенные одиночные препятствия (например, при напрыгивании в начале сезона). Скорость движения между препятствиями определяется, в первую очередь, степенью подготовленности лошади. Хорошо напрыганные лошади должны преодолевать препятствия со скоростью, принятой на соревнованиях.
Момент неожиданности имеет большое значение при участии в соревнованиях на пересеченной местности. Поэтому лошадь должна в процессе тренировки набираться опыта в преодолении самых разнообразных препятствий, чтобы спокойно воспринимать любую неожиданность.
Учитывая это, лошадь приучают к определенной самостоятельности, даже в том случае, если подход к нему трудный и расстояние необычное.
Чтобы приучить лошадь совершенно не бояться воды, как можно чаще преодолевайте водные препятствия. При подготовке троеборной лошади выбирают пруд или речку, предварительно проверив их дно.
Для развития у лошади большей ловкости и мышц спины ее тренируют шагом и рысью на пересеченной холмистой местности. Только работа на местности придает лошади уверенность в своих силах, столь необходимую в соревнованиях. Во время тренировки на рыси полезно заставлять лошадь преодолевать неожиданные для нее естественные препятствия небольшой высоты.
Если в процессе подготовки (напрыгивании) лошади на пересеченной местности у нее вдруг пропадает желание тренироваться, или она начнет даже оказывать всаднику сопротивление, - это следует рассматривать как серьезный сигнал, тревоги, как признак того, что в ее тренировке допущены ошибки. Недостатки в подготовке объясняются, главным образом, недостаточной разносторонностью и систематичностью первоначальной работы на местности, или же форсированием подготовки. Всесторонней подготовленности троеборной лошади можно добиться только при хорошем знании дела, настойчивости, добросовестности и терпении. Если во время тренировки всадник проявит нетерпение, можно дать ему только один совет: отдать повод, направить лошадь спокойным шагом и постараться думать о чем-нибудь другом, чтобы успокоиться. Это приучает всадника к терпению и вырабатывает у него самодисциплину, что весьма полезно и для него самого, и для лошади. Необходимо систематически готовить лошадь на основе взаимного доверия - насилием ничего добиться нельзя.

Соревнования по троеборью (милитери) подразделяются на классы в зависимости от длины маршрута полевых испытаний : например, класс "А", "L", класс "М" и "S" (последний - соревнованиям по олимпийской программе).
При подготовке лошадей для полевых испытаний классов "А" (для начинающих) и "L" (легкий) к ним предъявляются сравнительно небольшие требования с точки зрения выносливости.
Специальная тренировка на выносливость становится необходимой для маршрутов кросса длиной свыше 7000 м. В первом случае достаточно выносливости, выработанной у лошади в процессе ее основной подготовки на отрезках различной длины, а также при тренировке по дорогам.
Полевые испытания классов "М" (средний)/ и "S" (трудный) требуют от лошади большой выносливости. В троеборье по олимпийской программе полевые испытания состоят из четырех отрезков, каждый из которых характеризуется сравнительно постоянным объемом нагрузки и скоростью движения; но по интенсивности прохождения эти отрезки подразделяются на три степени:
1. Низкая степень интенсивности - отрезки дорог, где скорость движения составляет от 200-400 м/мин.
2. Средняя до высокой степени - кросс, где скорость движения -от 400 до 570 м/мин.
3. Высокая степень - стипль-чез, где скорость движения - от 550 до 600 м/мин.
Различные степени нагрузки с их различными физиологическими требованиями предполагают, чтобы лошадь систематически, в течение нескольких лет, тренировали на развитие выносливости.
В начале подготовки, чтобы повысить общую выносливость лошади, необходимо постепенно путем тренировки рысью и галопом увеличивать объем нагрузки, доведя его до оптимального количества километров для определенного тренировочного периода. Эта работа примерно соответствует тренировке по преодолению более длинных отрезков дорог, например, в классах "А" и "L". Тренировку на дорогах рысью и спокойным галопом сочетают с подъемами в гору и спусками с горы и упражнениями на совершенствование техники прыжка.
Следующая усовершенствованная форма тренировки на развитие выносливости включает работу на галопе со скоростью движения 400-500 м/мин. Эта тренировка ставит целью, в первую очередь, повышение резвости на дистанции кросса. В начале этой тренировки дистанции проходимых отрезков делают короче. Их сочетают с отрезками, проходимыми с низкой скоростью на разных аллюрах: шагом, рысью или галопом. Таким образом, длительная тренировка сочетается с высоким общим объемом нагрузки. При этом необходимо сочетать соотношение интенсивности нагрузки и отдыха. В этом периоде следует отдавать предпочтение тренировке на галопе, так как он является основным аллюром в полевых испытаниях. По сравнению с галопом на рыси у лошади другой ритм дыхания.
Лишь после того, как лошадь, которую готовят к участию в соревнованиях по олимпийской программе, достигнет очень хорошей формы для участия в кроссе, можно переходить к тренировке на развитие выносливости для участия в стипль-чезе. При этом, наряду с выбором подходящего грунта для тренировки (по возможности, дорожа должна быть песчаной или травяной), возникают еще и физиологические проблемы. Во время тренировки на низких и средних скоростях движения, лошадь еще в состоянии покрывать потребность организма в кислороде при помощи вдыхаемого воздуха. Однако она не может сделать это на высокой резвости стипль-чеза, в результате чего в организме возникает кислородное голодание. Лошадь следует тренировать так, чтобы кислородное голодание возникало как можно позднее и организм мог с ним лучше справиться. Первое время проходимые отрезки должны быть значительно короче основной дистанции стипль-чеза. Резвостная тренировка связана с особой опасностью травмирования сухожильно-связочного аппарата лошади. В тех случаях, когда нет хороших условий для тренировки, ее следует проводить с меньшей резвостью.
В процессе тренировки всадник должен внимательно наблюдать за лошадью, следить за ее реакцией и в соответствии с этим строить свою работу. Если лошадь становится вялой, учащенно дышит, чрезмерно потеет, необходимо немедленно снизить нагрузку. Причиной ухудшения формы может оказаться чрезмерная нагрузка, заболевание, линька, духота, травмы конечностей. В этом случае необходимо сейчас же обратиться к помощи ветеринарного врача. Рекомендуется измерять частоту пульса лошади сразу же после работы галопом, а затем через промежутки в 5 и 10 минут. Если всадник располагает такими данными в состоянии покоя на конюшне, то по времени полного восстановления организма после нагрузки можно определить тренировочную форму лошади. Если время восстановления организма лошади сокращается от одного контрольного галопа до другого (например, после тренировки на дистанцию 4000 м со скоростью движения 400 м/мин при норме времени 10 мин.), то это означает, что спортивная форма лошади улучшилась. Оптимальное время восстановления до нормальных показателей в состоянии покоя на конюшне в приведенном примере должно составлять от 5 до 8 мин. Вначале измерения должны проводиться каждую минуту. Наряду с показателями частоты дыхания и пульса, особенно большое значение имеет время восстановления. Проще всего измерить частоту дыхания. Для правильного определения частоты пульса необходимо, чтобы лошадь была приучена к этим измерениям, а так же опыт и наличие фонендоскопа.
Внешние признаки хорошей тренировочной формы лошади: желание работать, блестящая шерсть, ясные глаза, малое выделение пота во время тренировки и после нее, а также нормальный аппетит.

Конкур, проводимый в последний день троеборья, ставит целью проверить форму лошади после трудных полевых испытаний, в которых она участвовала накануне. Во время преодолении искусственных препятствий на конкурном поле зачастую выявляется, что даже у некоторых хорошо подготовленных и опытных лошадей есть проблемы.
Троеборная лошадь не должна "бросаться" на препятствия, а также задевать конечностями непрочные конкурные препятствия. Троеборную лошадь рекомендуется напрыгивать на конкурном поле один-два раза в неделю. Цель этой работы - приучить лошадь тренироваться в другой обстановке и преодолевать конкурные одиночные препятствия и системы.
Полезно выезжать лошадь вокруг конкурных препятствий, а затем сделать через них несколько прыжков. Высота препятствий на площадке не должна превышать максимальной.
Наряду с упражнениями над техникой прыжка лошади (преодоление кавалетти, "корзин", систем и определенных групп препятствий) необходимо, соблюдая меру, напрыгивать ее и на более высокие препятствия, так как при трудном грунте ей, зачастую, приходится преодолевать препятствия, требующие от нее значительно больших физических усилий. Этот раздел тренировок обычно проходит в зимний период. Троеборные лошади должны преодолевать препятствия более резво и непринужденно, чем конкурные.

Работа молодой троеборной лошади от общей подготовки до участия в обычных соревнованиях по троеборью.

После планомерной и тщательной общей подготовки лошади, начинается целенаправленная подготовка ее для участия в первых соревнованиях по троеборью. Тренировка троеборной лошади, построенная на прочном "фундаменте" общей подготовки, должна включать все виды конного спорта, входящие в троеборье. Это означает, что на каждый день должна быть запланирована цель тренировки и этот "основной план" дополняется тренировками в других видах троеборья.
Напрыгивание на местности проводят на препятствия различных типов (например, подъем в гору, спуск, прыжки вниз и прыжки в воду). При преодолении таких препятствий большую роль играет освоение всадником и лошадью прыжков с непривычными условиями отталкивания, полета и приземления. Поэтому необходимо, чтобы на подобных препятствиях всадник приобретал уверенную посадку и передавал эту уверенность своей лошади. Неровности профиля местности, необходимое ускорение или замедление движения перед препятствием, тормозящее действие приземления оказывают влияние на биомеханику движений лошади.
При прыжках вверх всадник должен помогать лошади, энергично и с большим импульсом подводить ее к препятствию (в том случае, если подход к препятствию ровный), сильно подавать корпус вперед в момент отталкивания лошади и до ее приземления (разгружать задние конечности). При плохих условиях подхода к препятствию ( например, если ему предшествует спуск) всадник должен сильным воздействием средств управления заставить лошадь совершить энергичный прыжок. Однако прыжки вниз можно производить только на опытных лошадях.
При прыжках вниз необходимо глубоко сидеть в седле "оттягивая вниз пятку и плотно прижимая колени, но подавая вперед шенкель. Еще перед приземлением (примерно в середине фазы полета) следует выпрямить корпус и даже в некоторых случаях откинуть его за линию вертикали. Руки должны быть поданы вперед в направлении рта лошади, но затем их надо упереть по обе стороны холки. Поводья держат так, чтобы в случае необходимости лошадь могла еще больше вытянуть вперед шею для сохранения рановесия.

Для обеспечения систематичности и непрерывности тренировки составляется план подготовки всадника и лошади на один год или на несколько лет. То же самое относится и к тренировочной группе, участники которой имеют примерно одинаковый уровень подготовки. Групповой или же индивидуальный план содержат следующие основные пункты:
1. Общие данные о всаднике и лошади;
2. Цель;
3. Основные задачи;
4. Периодизация и план участия в соревнованиях;
5. Содержание и построение тренировки;
6. Контроль степени подготовленности в процессе тренировки;
7. Перечень наиболее важных показателей, полученных в процессе тренировки,

В этой графе указывается фамилия всадника, его возраст, стаж тренировки и другие заслуживающие внимания данные, касающиеся всадника и лошади.

Необходимо установить цель для всадника и лошади на период времени, предусмотренный планом. Для всадника эта цель может заключаться в повышении спортивного разряда или же в завоевании титула чемпиона или определенного призового места на ответственных соревнованиях. Следует также указать и другие цели, например: получить звание помощника тренера или судьи по спорту. Целью подготовки лошади может быть успешное участие в заранее обусловленном классе соревнований по окончании определенных периодов тренировки. Можно также поставить цель получить определенное количество баллов в соревнованиях по выездке или обусловленное количество штрафных очков в соревнованиях по преодолению препятствий и кроссе. В последнем случае необходимо вести подробную запись результатов.

Основная задача спортивной подготовки - в повышении квалификации спортсмена и подготовки лошади:

Для всадника
Манежная езда: прямое положение корпуса, плотный шлюсс, спокойное положение шенкеля, улучшение посадки при выполнении упражнений (следить за правильным положением наружного плеча); кроме того, следует указать методы и средства, при помощи которых можно решить эти задачи.
Преодоление препятствий: правильно подводить лошадь к препятствиям (в особенности к системам), добиваться, чтобы корпус всадника гибко и прямолинейно сопровождал движения лошади при правильном положении шенкеля.
Езда по пересеченной местности и развитие выносливости: совершенствоваться в преодолении сложных полевых препятствий как на обычном, так и на тяжелом грунте, совершенствовать тактику езды и чувство скорости движения.
Общая физическая подготовка: улучшение гибкости тазобедренного сустава и плечевого пояса; развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствование двигательных навыков.

Для лошади
Выездка: продолжать совершенствование "проводимости" и освоение программы манежной езды класса "L", а также прибавленных аллюров.
Напрыгивание: совершенствовать технику прыжка и расчета перед препятствием. Напрыгивание на местности.
Сила и выносливость: развивать силу задних конечностей, совершенствовать общую выносливость, добиваться улучшения выносливости при средней скорости езды, удлинить мах галопа.
Участие в соревнованиях: накопить соревновательный опыт во всех видах, входящих в троеборье и в соревнованиях по пересеченной местности, приучить лошадь к различным условиям грунта и другим особенностям езды по пересеченной местности.

Периодизация тренировки и планирование соревновательного периода на примере лошади, которая будет участвовать в соревнованиях третий сезон
1-ый подготовительный период - около 15 недель:
1-й отрезок - около 7 недель,
2-й отрезок - около 8 недель.
2-ой подготовительный период - около 8 недель:
1 отрезок - около 4 недель;
2 отрезок - около 4 недель.
1-ый соревновательный период - около 6 недель.
2-ой соревновательный период - около 8 недель.
3-ий соревновательный период - около 11 недель.
Переходный период - около 4 недель.
1-й подготовительный период: 2-ой отрезок (8-15 неделя), в конце января и февраля - участие в контрольных соревнованиях по выездке и преодолению препятствий (при наличии манежа достаточных размеров). Требования, предъявляемые к лошади, в зависимости от уровня подготовленности и постановки цели.
2-й подготовительный период: 1-ый отрезок (16-19 неделя). В конце марта участие в контрольных соревнованиях по выездке и преодолению препятствий.
2-ой отрезок: в период о середины до конца апреля участие в соревнованиях по выездке и преодолению препятствий, по возможности на местности.
1-й соревновательный период (24-29 неделя). Участие в двух-трех соревнованиях по выездке и преодолению препятствий, подводящих лошадь к участию в троеборье.
1. Участие в соревнованиях по троеборью, соответствующих уровню подготовленности лошади и поставленной цели.
2-й соревновательный период (30-37 неделя). Участие в одном-трех подводящих соревнованиях по выездке, преодолению препятствий и, по возможности, в полевых испытаниях для лучшей подготовки к основному соревнованию сезона, например первенству области, квалифицированному соревнованию, по программе класса "L" (соревнование по троеборью по облегченной программе).
3-й соревновательный период (38-48 неделя). Участие примерно в двух подводящих соревнованиях. В программу одного из них желательно включить кросс, который можно пройти не в полную резвость - как на тренировке. Второе соревнование должно быть троеборьем класса "L" (соревнованием, подводящем к троеборью по олимпийской программе). Это и будет основным соревнованием года.
49-52 неделя: участие в легких охотах в зависимости от самочувствия лошади.

Содержание и построение тренировки на примере годового тренировочного плана подготовки троеборной лошади
Так как в конноспортивных клубах троеборных лошадей в большинстве случаев невозможно тренировать ежедневно, то трудно дать рекомендации по поводу частоты и объема отдельных тренировок. Все зависит от времени, которым располагает всадник, а также и от погодных условий. Поэтому решающую роль в повышении объема тренировочных нагрузок и их интенсивности играет состояние тренированности лошади на данный момент. Только оно определяет объем работы и скорость прогрессирования лошади. В связи с этим, приводимые ниже рекомендации не следует рассматривать как догму. Они в основном, указывают направление построения тренировочного процесса в третьем году подготовки троеборной лошади.
1-й подготовительный период
1-й отрезок. 1-7 недели.
Цель: улучшение общих технических навыков в выездке и преодолении препятствий. Сохранение и совершенствование общей выносливости.
Выездка: несколько раз в неделю выполнение специальных гимнастических упражнений, во время которых особое внимание должно обращаться на совершенствование средств управления, послушания и выпрямленности расслабленности лошади. Выполнение фигур манежной езды на трензеле. Совершенствование выезженности лошади в сочетании с упражнениями других видов конного спорта, входящими в троеборье (с преодолением препятствий или с работой на развитие выносливости). Правильная работа лошади на корде в сочетании с работой в руках для лучшего развития задних конечностей.
Напрыгивание: еженедельно напрыгивать лошадь на рыси на небольшие препятствия и их группы препятствий для развития гибкости. Периодически это следует делать и во время работы галопом для развития выносливости. В этом отрезке подготовки следует включать дваг-три раза преодоление двух-четырех одиночных препятствий высотой до 1,20 м, а также совершенствование выезженности лошади.

Реклама