Уведомлять о новых сообщениях

Фризская порода #4161


Фриз - лошадь крупная (158 - 165 см и выше), массивная, очень костистая, но элегантная, несколько высоконогая, с ярко выраженным упряжным складом. Корпус широкий и глубокий, но немного растянутый, спина длинная и нередко мягковатая. Рыхлость конституции скрадывается высоким ростом и растянутостью форм. Шея у фриза с красивым легким изгибом, очень высоко поставленная, а голова крупная, длинная, с почти прямым профилем и длинными строгими ушами. Наиболее запоминающаяся особенность фризской лошади - очень длинные и густые щетки, покрывающие костистые мощные ноги от скакательного до запястного сустава и ниспадающие на большие черные копыта (так называемая фризистость). Кроме того непременным атрибутом фриза являются пышные и очень длинные грива и хвост, а также вороная без отметин масть, которая стала своеобразной визитной карточкой породы.Впрочем, это единообразие масти сложилось сравнительно недавно: еще в начале XX века 44 % фризов были гнедыми, а в средние века попадались даже чубарые. Фризская лошадь очень эффектна на рыси: ход у нее высокий, но более машистый, чем у испанской лошади. Возможно, именно крутой ход фриза стал причиной распространения мнения о его слабосилии: слишком много энергии лошадь затрачивает на поднимание ног. Темперамент у этих лошадей энергичный, но уравновешенный, что позволяет использовать их и для любительской езды. Особенность фризской породы в том, что она занимает место, промежуточное между лошадьми испанского типа и тяжелой "холоднокровной" лошадью, происходящей от северной лесной расы. Отсюда универсальность фриза, который, оставаясь типичной упряжной лошадью, проявляет большие способности к выездке, выполняя ее сложные элементы как в руках, так и под седлом. И в то же время эта порода имеет четкую специализацию, так как это в первую очередь каретная лошадь с хорошо развитой рысью.

Фризская лошадь происходит из Голландии, точнее из области Фрисландия, народ которой сохранил старинные традиции и язык, близкий к древнеанглийскому. О лошадях германского племени фризов упоминал еще Юлий Цезарь; считается, что они произошли от местной тяжелой лошади и коней, приведенных завоевателями-кельтами. Тогдашние фризские кони, наверное, напоминали других европейских "аборигенов": римский историк Тацит (55 - 120 гг.) писал, что они были крепкими, универсальными, но некрасивыми. Их потомки, облагороженные отбором, в средние века представляли породу крупных и тяжелых боевых коней, на которых голландские и германские рыцари отправлялись в крестовые походы. Некоторое улучшающее влияние на фризскую породу оказали приведенные из походов восточные лошади.

Со времен древнего Рима фризская лошадь оказывала влияние на английское коневодство: фризы на своих конях составляли вспомогательные отряды римских легионов на Британских островах. Но и после ухода римлян торговые связи с Нидерландами позволяли фризской лошади проникать в Англию и Норвегию, где ее использовали для улучшения местного коневодства. Поэтому норвежская порода гудбрансдаль, а также феллский и дэйлский пони из Англии напоминают уменьшенных фризов. Фризы были и в числе предков шайрской породы.
В 1568 - 1648 гг. Нидерланды были оккупированы Испанией. В этот период сильное влияние на фриза оказали андалузские и берберийские лошади. Андалузская кровь придала фризу особую величавость и картинность. Возможно, эти скрещивания способствовали также распространению в прошлом в породе серой масти: светло-серый фризский жеребец изображен на картине голландского художника XVII в. Паулюса Поттера, а из 8 голландских лошадей, приобретенных для завода графом А. Г. Орловым, только две были вороными, остальные же, в том числе и мать Барса I, - серыми.
Когда тяжелая рыцарская кавалерия утратила свое значение, на первое место вышла более легкая и поворотливая испанская (андалузская) лошадь. По мере распространения нового, верхового типа лошади сокращалось использование фриза под седлом, он все больше превращался в лошадь каретную. В период барокко фризов разводили в датском королевском конном заводе Фредериксборг и в заводе архиепископа Зальцбургского: они оставались парадными лошадьми знати и королей.

Однако постепенно порода из дворцовых заводов перешла в руки голландских крестьян. И тогда, в XVIII - XIX вв., фризская лошадь привлекла к себе внимание уже в новом качестве: она стала знаменитой благодаря выдающейся по тем временам резвости на рыси. Особо отличавшиеся "рысаки" назывались гардтраберами (harddravers); несмотря на высокий ход, их результаты приближались к 2 мин. на 1 км. Испытания гардтраберов проводились под седлом и на очень короткие дистанции, причем на старт выходили только две лошади. этот период фризские гардтраберы использовались при создании специализированных рысистых пород: орловской, норфолькской, американской. По-видимому, голландским гардтрабером был и дед по матери родоначальника норфолькской породы Шельза. Из всех исходных пород именно фризская больше всего повлияла на появление рысистых качеств у орловских лошадей. Кроме того, орловский рысак унаследовал от фриза и некоторые черты экстерьера: крупный рост и костистые ноги с большими копытами, украшенные щетками чуть большей длины, чем у лошадей большинства полукровных пород, в том числе и легкоупряжных. Возможно, и вороная масть распространилась среди орловцев отчасти благодаря фризской крови.

Золотой век гардтраберов все же кончился: держали их обычно спортсмены-любители, а разводили лошадей крестьяне, которые рысистым спортом не интересовались. К тому же к концу XIX в. широкое распространение получили ипподромы и специализированные беговые породы, с которыми фриз уже не мог соперничать. В результате и эта область применения старинной породы стала сокращаться, что привело к уменьшению численности фризов. В целях сохранения породы в 1879 г. было создано "Общество племенной книги фризских лошадей". В тот момент оно ставило перед собой задачу разведения относительно некрупной лошади, годной для сельскохозяйственных работ. Но все же конкуренция с ольденбургской и другими рабочими породами привела к тому, что в 1913 г. осталось лишь три чистопородных фризских жеребца. Тогда голландским фермерам удалось спасти породу и, используя вводные крещивания с ольденбургами, сохранить популяцию. Но в 60-х гг. из-за повсеместного вытеснения лошади техникой порода пережила второй кризис: в 1965 г. было зарегистрировано всего 500 фризских кобыл. И снова любители фризской лошади встали на ее защиту. Порода не только была спасена, но и приобрела широкую популярность.
В последние годы пребывавшие в забвении с XIX в. старинные породы Европы, воплощающие идею "лошади барокко", в том числе фризы, переживают настоящий ренессанс. Интерес к ним растет. Фризы выступают в цирках и различных шоу. Прекрасной нишей для этой породы оказался популярный на Западе экипажный спорт (соревнования запряжек). В Нидерландах упряжка фризов составляет официальный королевский выезд и открывает ежегодную сессию парламента. Фризов разводят уже не только в Голландии, но и во многих странах Западной Европы, в США и Южной Африке. В 1992 г. насчитывалось 12 000 чистопородных фризских лошадей.

Фризская порода #4171

По материалам: книга "Лошади и уход за ними", © БЕЛФАКС

Одна из древнейших европейских пород, какой является фризская, в течение веков оказывала влияние на многие другие породы, в частности, ольденбургскую в Германии, феллов и далесов в Британии.

Родиной породы является район Фризленд на севере страны. В этих местах обнаружены кости древнего типа хладнокровных тяжелых лошадей, потомками которых считаются современные фризы.

Восточная кровь, попавшая в жилы голландских лошадей во время крестовых походов, изменила вид фризов, так же, как и кровь андалузцев во время восьмидесятилетней войны, когда Нидерланды были оккупированы Испанией.

Таким путем фризская лошадь приобрела резвость и универсальность, пригодные как для работы на земле, так и в упряжке, и даже под седлом.

В девятнадцатом веке, в связи с ростом моды на рысистых лошадей, селекционеры попытались еще больше активизировать и без того достаточно резвую, высокую рысь фризов, скрещивая их с чистопородными рысаками. Это привело к появлению более легких лошадей, менее пригодных для работы в поле.

К началу Первой мировой войны численность фризов резко сократилась, и упадок породы продолжался в перерыве между двумя войнами. Однако во Вторую мировую нехватка топлива поправила дела коневодческих хозяйств, так как фермеры снова стали использовать лошадей для упряжной работы.

Во второй половине 20 века интерес к породе возродился вновь, и сегодня это весьма популярная упряжная лошадь. Хорошая сбалансированность фигуры и гордая стать придают фризу исключительную привлекательность, когда он везет традиционную фризскую двуколку. Породу, кроме прочего, отличает весьма добронравный темперамент.

Интересные факты

Благородная осанка фризов идеально подходит для церемониальных шествий.

Лошади на снимке входили в шестерку, запряженную в королевскую карету на церемонии открытия Всемирных конных игр 1994 года в Гааге.

Описание породы

Высота: 152-162 см
Масть: Всегда вороная.
Экстерьер: Довольно длинная голова с короткими ушами и настороженным выражением;
элегантная выгнутая шея с длинной струящейся гривой;
мощные плечи;
сильный компактный корпус с сильным наклонным крупом и довольно низко осаженным, очень густым хвостом;
сильные ноги с хорошей костью и средним количеством перьев.

Примечания

Великолепный экстерьер является визитной карточкой породы. Корпус компактный, ноги сильные, копыта твердые и здоровые. Дружелюбность фриза очевидна, стоит лишь увидеть его доброе, но настороженное выражение. Довольно длинная голова посажена на красиво выгнутой шее.

Реклама