Уведомлять о новых сообщениях

Першероны #4221

Першероны, несомненно, одна из лучших конских пород Франции. Эти мощные великаны получили признание во всем мире: их можно встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах - от Австралии до Канады.

Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.

О времени появления першеронской породы - единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.

Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, очень сильной и работоспособной. Масть ее обычно была гнедой: типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но минули века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.

В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии - более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство хозяйств Перша стремилось "утяжелить" своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь. Российский "Журнал коннозаводства и охоты" в 1853 году описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны - среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой упряжной езды; большие - выше, плотнее, массивнее, они более приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ.

опулярность и признание во многих странах мира першерон получил благодаря своим уникальным качествам. Это порода, в которой удалось добиться сочетания ценнейших особенностей как тяжеловозных, так и верховых лошадей. Першероны обладают унаследованными от арабских лошадей благородством, сухостью конституции, гармоничностью сложения, энергией и легкостью движений и одновременно массивностью и атлетической силой тяжеловоза. У них крупная, но изящная голова с широким лбом и прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой формы шея с развитым гребнем и пышной гривой, хорошо развитая холка, косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и прямые спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп, сухие мускулистые ноги с широкими сильными суставами, короткая и широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены не сильно.
Во Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны. Их начали разводить в основном для экспорта, особенно в Америку, которая покупала вороных першеронов как более практичных в уходе. Другие масти, кроме серой и вороной, в породе практически не встречаются. Рост першеронов варьируется от 158 до 175 см при живой массе около 700-900 кг. Они добронравны, с хорошим здоровьем и легко приспосабливаются к различным условиям.

Рекорд!!!
Чистопородная австралийская кобыла першеронской породы установила неофициальный мировой рекорд, сдвинув с места 1545кг и протащив их на установенное растояние 4,57м. Самой большой лошадью першеронской породы в мире был американский першерон Доктор Ле Джиар, ростом 2,13м (21ладонь)

Першероны #4231

По материалам: книга "Лошади и уход за ними", © БЕЛФАКС

Элегантный, легкий на ходу першерон родом из Перша на юге Нормандии. Его предками были арабские лошади, завезенные в Европу маврами.

Первая волна восточного влияния, по-видимому, была связана с поражением мавров от Шарля Мартеля при Пуатье в 732 г. н. э., а вторая с Первым крестовым походом, когда в 1099 году Робер, граф де Ротру, привез во Францию арабских лошадей. Гораздо позднее, в восемнадцатом веке, конезаводчикам першеронов было разрешено для улучшения породы использовать арабских жеребцов из королевских конюшен Ле Пэн.

Огромная сила и отвага першерона в сочетании с крепкими ногами и выносливостью стали причиной его популярности в самых различных сферах деятельности: в армии, на транспорте и в сельском хозяйстве. На протяжении нескольких десятилетий конца девятнадцатого века и начала двадцатого заказы на него поступали со всего света, его желали получить все, кто хотел иметь отличных рабочих лошадей или улучшить породу местных тяжеловозов.

Франция экспортировала огромное количество першеронов, которые отлично приспосабливались к любому климату. Многие из них отправились в Англию, некоторые уехали в Австралию (говорят, что першерон был первым из появившихся там тяжеловозов) и Южную Америку, но наибольшую популярность эти лошади, особенно вороной масти, приобрели в Северной Америке. Американцам, помимо большого количества тяжелых лошадей, необходимых на строительстве железных дорог, хотелось вывести самую крупную в мире лошадь.

Однако, несмотря на величину, современный першерон остается элитным животным, унаследовавшим от предков способность к ровному безостановочному движению.

Интересные факты

Одной из самых высоких зарегистрированных лошадей был першерон по имени Доктор Ле Жер. Он родился в 1902 году и в холке достигал 213,4 см, а весил 1370 кг. Восточное влияние продолжалось до сравнительно недавнего времени, достаточно только сказать, что один из наиболее замечательных ранних производителей, Жан ле Блан (родившийся примерно в 1830 году), был сыном арабского жеребца Галлиполи.

Описание породы

Высота: 158-173 см. В среднем 165 см.
Масть: Серая или вороная.
Экстерьер: Легкая голова с широким, квадратным лбом, острыми длинными ушами,
прямым профилем и плоским храпом; с широкими открытыми ноздрями;
длинная, выгнутая шея с довольно густой гривой;
косо поставленные плечи с выдающейся холкой;
широкая, глубокая грудь с выдающимся вперед подгрудком,
короткая прямая спина и поясница с большой глубиной грудной клетки;
длинный наклонный круп; гладкие крепкие ноги с выдающимися мощными подплечьями
и длинными мускулистыми бедрами, крупными коленями и сухожилиями, маленькими крепкими суставами бабок и хорошими крепкими копытами.

Примечания

У першерона легкая голова с чутким взглядом выпуклых глаз и открытыми ноздрями. Породу отличают широкая глубокая грудь, мощные подплечья и великолепные ноги. Отличные пропорции и гладкие (без перьев на нижней части) ноги першерона, помимо элегантного вида, позволяют ему иметь удивительно легкий для его размеров ход. Першероны настолько понятливы, что в самый короткий срок могут быть обучены любой работе. Благодаря хорошему ходу и добронравному темпераменту першерон одинаково хорош как под седлом, так и в упряжке.

Першероны #4241

Инна ЦЫГАНОК

Першерон - богатырь из франции

Першерон, несомненно, одна из лучших конских пород Франции. Эти мощные великаны получили признание во всем мире: их можно встретить практически на всех континентах, на самых разных широтах - от Австралии до Канады.

Жеребец Успех, производитель Ульяновского конного завода

Першеронская порода лошадей выведена во Франции, в провинции Перш. Графство Перш располагалось в Нормандии, к югу от устья Сены. Природные условия здесь идеально подходят для коневодства: на хорошо увлажненных плодородных почвах вырастает богатый травостой, а умеренные температуры и обилие водных источников позволяют содержать лошадей вне помещений большую часть года. Недаром еще в средние века Нормандия стала одним из ведущих коневодческих районов Франции.

О времени появления першеронской породы единого мнения нет. Одни исследователи считают першеронов потомками самых древних французских лошадей, другие утверждают, что порода недавнего происхождения, так как стала известна только с начала ХIХ века. Дело в том, что коневодам Перша постоянно приходилось учитывать требования времени, изменяя тип лошади.

Древнюю лошадь Перша описывают крепкой, среднего роста, обладавшей большой силой и очень работоспособной. Масть ее обычно была гнедой, типичную для современных першеронов серую масть стали культивировать позже. Во времена Цезаря на территории Перша разводили подвижную лошадь для конницы. Позднее, в эпоху феодального рыцарства, появляется массивный, мощного сложения верховой рыцарский конь, способный нести всадника в тяжелых доспехах, - он-то и стал прообразом першеронской породы. Но прошли века, рыцарская кавалерия сошла со сцены, а першероны превратились в упряжных лошадей.

В XVIII веке першероны были разнотипными. Для городов выращивали тяжелых лошадей, для армии - более легких верховых. Позднее крупные тяжеловозы стали пользоваться спросом на внешнем рынке, и большинство хозяйств Перша стремилось «утяжелить» своих лошадей. Но для внутреннего рынка по-прежнему разводили сухую и подвижную, не столь массивную лошадь. Российский «Журнал коннозаводства и охоты» в 1853 году описывает першеронов, разделяя их на больших и малых. Малые першероны - среднего роста и легки на ходу, они годны и под седло, и для быстрой упряжной езды; большие - выше, плотнее, массивнее, они более приспособлены для медленной возки тяжестей и полевых работ. Вот как характеризует эти типы один из тогдашних владельцев першеронских лошадей: «Под грубою формою першеронская лошадь представляет Геркулеса, двигающего огромные тяжести, а в формах более легких она, как легконогий Ахилл, влечет Ост-Индскую почту между Марселем и Булонью по 18 км в час. А засим не служит ли эта лошадь для першеронского жителя предметом гордости и выгоды, когда она, только что отлученная от матки, продается уже почти за ту цену, которую ремонтеры предлагают за лошадей взрослых!».

Долгое время першероны были лучшими лошадьми для почтовых дилижансов. Однако в 1838 году началось строительство первой французской железной дороги. Тогда першероны «переквалифицировались» на городские омнибусы.

Время омнибусов было золотым для першеронов. Спрос на этих лошадей был очень высок: ежегодно для парижских омнибусов закупалось до 4 тысяч першеронов! К тому же развитие земледелия и успехи сельского хозяйства поставили коннозаводство Франции на высокую ступень доходности. Лучшие кобылы и жеребцы были так же известны, как в наше время победители приза Триумфальной арки. Ежегодно множество прекрасных лошадей продавалось и на экспорт.

Арабские предки французского тяжеловоза

Сегодня трудно точно установить, какие именно породы участвовали в формировании першерона. Есть предположение, что в его жилах течет кровь датских и полукровных английских лошадей. Но что можно утверждать абсолютно точно, так это то, что першерон - самая «арабизированная» порода тяжеловозов. Доступ к восточным лошадям у нормандских коневодов появился еще в VIII веке, когда франкские рыцари Карла Мартелла разгромили при Пуатье мавров. В конце XI века восточных лошадей привез граф Робер де Ротру, участник первого крестового похода.

С 1760 года коневоды Перша получили возможность использовать арабских жеребцов из конного завода Ле Пен. Во время Великой французской революции першеронская порода была почти полностью уничтожена. Но потребность армии в лошадях возрастала, и уже в 1803 году появился декрет Наполеона, который предписывал восстановить породу и организовать испытания. Были вновь созданы конные заводы и депо жеребцов-производителей. Примерно в 1820 году в Перш были завезены арабские и турецкие жеребцы. Один из них, турецкий Галлиполи, оставил в породе яркий след, а его прямой потомок Жан ле Блан оказал огромное влияние на всю популяцию рабочих лошадей в районе Перша.

Хотя современный першерон - типичный тяжеловоз, арабская кровь заметно сказывается в нем. Сухость сложения, прекрасные движения на рыси, более легкая голова выгодно отличают першеронов от других пород этого типа. По-видимому, от арабских предков унаследована и нарядная серая масть.

Но все же одна восточная кровь вряд ли дала бы такие результаты без полноценного кормления, грамотного выращивания и высокой культуры коннозаводства. Немало способствовали формированию типа породы и регулярные выставки. Первая выставка першеронов была организована в 1826 году, на ней было показано более 70 племенных кобыл и выдано 30 призов. Особенностью коневодства Франции было наличие элеверов - хозяйств, специализировавшихся на доращивании и продаже молодняка. Жеребят на 5-м или 6-м месяце отнимали от матки и продавали на более крупные фермы, где их доращивали и в 1,5 года начинали приучать к работе. В 3 года першеронский жеребенок переходил в новые руки, в 4-5 лет продавался на ярмарке.

В 1883 году во Франции было создано Общество першеронских коневодов и выпущен первый том студбука першеронов, включавший 530 рожденных в Перше жеребцов и кобыл установленного происхождения и с ярко выраженными признаками породы. Теперь совершенствование породы велось в основном путем чистопородного разведения: с 1885 года в студбук записывают только тех лошадей, предки которых упомянуты в первом томе. Сегодня племенные книги першеронов ведутся представителями Министерства сельского хозяйства и синдикатами племенных хозяйств.

Все основные упряжные породы Франции в той или иной степени испытали влияние першерона. Особенно тесная генетическая связь объединяет першерона с булонской породой, которая по своему облику напоминает некрупного, сухого и породного першерона.

Наибольшего расцвета тяжеловозное коневодство достигло в период с 1880 по 1920 год, когда на лошадях выполнялись все основные сельскохозяйственные и транспортные работы. Механизация производства привела к резкому сокращению конского поголовья. Его минимум пришелся на 1960-70-е годы. Однако в дальнейшем, особенно в 80-е годы, численность тяжеловозов вновь стала возрастать и продолжает расти сегодня. Дело в том, что для тяжеловозных лошадей появились новые виды полезного использования. Помимо сельскохозяйственных и транспортных работ, тяжеловозы нашли применение в спорте, разнообразных шоу и индустрии отдыха. Очень важной областью использования тяжеловозов на Западе стало продуктивное коневодство, развитие которого поощряется и дотируется государством.

Сегодня першероны составляют довольно многочисленную популяцию и входят в число наиболее распространенных тяжелоупряжных пород Франции. Численность маток составляет около 4,5 тысяч голов, что более чем в четыре раза превышает количество племенных кобыл всех четырех тяжеловозных пород, разводимых в нашей стране.
«Французы» из Ульяновска

Основное предназначение першерона в нашей стране - улучшение рабочепользовательной лошади. Значительный массив «першеронизированных» лошадей имеется в Центрально-Черноземном районе, где першероны хорошо адаптировались к местным природно-климатическим условиям.

Чистопородным разведением першеронов занимается Октябрьский конный завод в Ульяновской области. Его питомцы имеют отличный тип, правильное сложение, достаточно крупный рост и хорошую работоспособность - они на 90% отнесены к классу «элита». Поддерживается стройная система мужских линий и маточных семейств. В настоящее время в заводе на основе вывезенных из Франции производителей формируются новые линии - Арпона и Успеха, привезенного в конный завод в утробе матери, кобылы Удинэ.

Першероны Октябрьского конного завода отличаются удивительной неприхотливостью и нетребовательностью к кормлению и содержанию. Кобылы круглогодично содержатся под открытым небом и загоняются в помещения лишь в очень сильное ненастье, и, даже если в зимне-весенний период не хватает кормов, лошади достаточно быстро восстанавливаются с началом пастбищного сезона.

Питомцы этого конного завода в последние годы пользуются спросом. Ульяновская госконюшня постоянно приобретает здесь лошадей - она на 70% укомплектована жеребцами першеронской породы. Частые гости и коневоды соседних Самарской и Нижегородской областей, а также Татарии.

Першеронов приобрела даже Владимирская госконюшня, где традиционно разводят владимирских тяжеловозов.

Казалось бы, першерон уже доказал свою необходимость в нашей стране. Однако сегодня внимания к этой породе явно недостаточно. ВНИИ коневодства прекратил работу с ней еще в 1960-х годах, и с тех пор разведение першеронов никто не координирует. Это не могло не сказаться на породе. Численность першеронов неуклонно снижается; в Октябрьском конезаводе количество маток колеблется, но давно уже не превышает ста голов...

Самый «международный» тяжеловоз

Активный экспорт першеронов начался еще с середины ХIХ века. В появлении «индустриального» першерона главную роль сыграла Америка, которая не скупясь покупала все, что ей нравилось во Франции. Франция же выполняла ее требования, создавая тип тяжелой лошади.

В США першероны пользовались особой популярностью, даже Общество по разведению этих лошадей здесь было основано на девять лет раньше, чем во Франции. Первых першеронов привезли в США в 1815 году. К началу ХХ века здесь их было уже 37 тысяч, а в 1933 году першероны составляли 75% всех тяжеловозных лошадей. Работы для них хватало: в Канаде на восьмилошадных запряжках пахали до 6 гектаров в день. От местных кобыл и першеронских жеребцов получали прекрасных артиллерийских, транспортных и сельскохозяйственных лошадей. Сохраняется интерес к породе и сегодня. Парные запряжки першеронов можно встретить во всех парках Диснейленда.

Першеронов завозили также в Японию, Австралию, Канаду, Голландию, Бразилию, Чили, Уругвай, Аргентину и многие другие государства. В дальнейшем многие из этих стран создали собственное крупное першеронское коневодство. В первую мировую войну першероны успешно конкурировали с клейдесдалями, шайрами, суффольками. В 1918 году Общество по разведению французского тяжеловоза было организовано в Англии, несмотря на то, что в Англии есть собственные знаменитые тяжеловозные породы.

Першероны в России

Как отмечал профессор Д.А.Кисловский, до ХIХ века в России утяжеленной лошади не было; впрочем, не было и спроса на нее. Позже, благодаря заинтересованности государства, начался систематический ввоз тяжеловозов, сначала датских, английских, а позднее бельгийских и першеронов. Из сотен завезенных в Россию першеронов выделялись яркие породные жеребцы Шатон и Гамен, которые использовались в Стрелецком, Лимаревском, Деркульском и Починковском конных заводах.

Першерон - это единственная тяжелоупряжная порода лошадей, которую стали разводить в России «в чистоте» и которая не послужила основой для создания отечественной породы тяжеловозов (как это произошло с брабансонами, арденами, клейдесдалями и шайрами). В 1891 году першероны были завезены в Хреновской конный завод, с которым связано полвека истории этой породы в России. Здесь шла работа с лучшими вывезенными из Франции жеребцами и кобылами, были заложены новые линии. Хреновской конный завод вывел свой тип лошади, отличавшийся от типа першеронов, разводимых в Западной Европе и Америке. Это были сухие, очень нарядные, энергичные лошади с глубокой грудью и хорошей линией верха, с отличными движениями на рыси.

Лошади першеронской породы неоднократно принимали участие в российских выставках. Так, в Санкт-Петербурге в 1879 году золотой похвальный лист был вручен за всю ставку лошадей першеронской породы.

В советское время работа с першеронами в Хреновском конезаводе была продолжена. Однако племенные ресурсы породы были чрезвычайно малы: к 1933 году в заводе находились 152 першерона, из них 81 матка и 3 жеребца-производителя. По данным профессора П.Н.Кулешова, одной из причин незначительного завоза першеронов в Россию были высокие цены на них. Хорошие першеронские жеребцы стоили в 5-6 раз дороже бельгийских или клейдесдальских того же класса.

В 1941 году весь племенной состав Хреновского конного завода был эвакуирован в Ульяновскую область, где на его основе был создан Октябрьский конный завод. Сегодня это единственный в России конезавод, где першеронов разводят в чистоте.

С першеронами шла активная работа и в Тамбовской ГЗК. В 1966 году здесь помимо жеребцов орловской, русской рысистой и советской тяжеловозной пород, стояло 26 першеронов. Разведением першеронов занимались и многочисленные племенные фермы в Тамбовской, Воронежской, Брянской областях.

В России созданы ценные отечественные линии Иксода, Апра, Бардадыма, Вюитри, но в настоящее время из них сохранилась только линия Иксода. Впрочем, появились новые линии: Солекса, Трубадура, Линона, Идеала. Но все же такая маленькая популяция не может существовать без регулярного импорта производителей. Последний раз племенные лошади были приобретены во Франции Ассоциацией Росплемконезавод в 1991 году - 3 жеребца и 4 жеребые кобылы, которые успешно ожеребились уже в Октябрьском конном заводе. Завезенные першероны несколько отличаются от сложившегося в наших условиях типа: они массивнее, некоторые даже грубоваты. В то же время при правильном подборе эти лошади способны не только освежить кровь отечественных першеронов, но и, сохранив их полезные качества, увеличить у потомства рост, массивность и костистость.

Экстерьер и рабочие качества

Популярность и признание во многих странах мира першерон получил благодаря своим уникальным качествам. Это порода, в которой удалось добиться сочетания ценнейших особенностей как тяжеловозных, так и верховых лошадей. Першероны обладают унаследованными от арабских лошадей благородством, сухостью конституции, гармоничностью сложения, энергией и легкостью движений и одновременно массивностью и атлетической силой тяжеловоза. У них крупная, но изящная голова с широким лбом и прямым профилем, живые глаза, широкие ноздри, красивой формы шея с развитым гребнем и пышной гривой, хорошо развитая холка, косая лопатка, широкая и глубокая грудь, округлые ребра, короткие и прямые спина и поясница, длинный, прямой и немного раздвоенный круп, сухие мускулистые ноги с широкими сильными суставами, короткая и широкая пясть, крепкие копыта, щетки на ногах выражены несильно. Во Франции предпочитают серую масть, но встречаются и вороные першероны. Их начали разводить в основном для экспорта, особенно в Америку, которая покупала вороных першеронов как более практичных в уходе. Другие масти, кроме серой и вороной, в породе практически не встречаются. Рост першеронов варьируется от 158 до 175 см при живой массе около 700-900 кг. Они добронравны, с хорошим здоровьем и легко приспосабливаются к различным условиям.

Правильность сложения, прекрасный экстерьер и энергичный темперамент у першерона дополняются большой силой и выносливостью. В специальных испытаниях для тяжеловозов першероны показывают высокие результаты. Груз весом в 1-2 тонны они легко везут рысью на довольно большие расстояния. В конце прошлого века многие першероны, запряженные в омнибусы, ежедневно проходили до 65 км.

Першероны позднеспелы. Чтобы вырастить хороших жеребят, нужно полноценное кормление, пастбища, активный моцион жеребых кобыл. Кобылы плодовиты, выход жеребят из расчета на 100 маток составляет 75-85%. Продолжительность заводского использования першеронов - 22-25 лет. Скрещивание першеронов с другими, более легкими, породами дает хорошие результаты. Его используют для получения охотничьих и спортивных лошадей.

В 1998 году першероны появились в Санкт-Петербурге: четверка серых коней-великанов возит по Невскому проспекту огромную рекламную бочку пивоваренной компании «Балтика». А три приобретенные компанией кобылы еще и ежегодно жеребятся, так что теперь здесь есть французские тяжеловозы «местного розлива».

Неизменным успехом пользуются першероны в России и как цирковые артисты. Их импозантный внешний облик, нарядная масть и правильные, красивые движения завоевали любовь многих артистов цирка. Известная эквилибристка Яна Шаникова исполняет на белоснежном першероне Помпее номер с обручами. Помпею уже исполнился 21 год, но у него отличное здоровье и он успешно продолжает выступать на арене цирка. Ему в пару в 2000 году приобретен вороной Кумач. Мощный жеребец и хрупкая гибкая артистка на его спине производят удивительное впечатление.

До недавнего времени всем французским тяжеловозам купировали хвосты. Считалось, что длинный хвост может запутаться в упряжи, но, возможно, у этого обычая была и какая-то ритуальная подоплека. В любом случае главным оправданием здесь была давняя традиция, а лошадь лишалась естественного средства защиты от насекомых. Однако этой традицией всерьез занялись защитники животных, и в 1996 году на купирование хвостов был наложен запрет.

Реклама