Уведомлять о новых сообщениях

Корды, чомбуры, развязки, арканы #6290

Задумывались ли вы когда-нибудь на чем вы водите или гоняете лошадь? Как на чем, скажете вы? Вывожу – на чумбуре, гоняю – на корде… А ведь многим в голову даже не приходит, что посеревшая от времени веревка с карабином от собачьего поводка мало походит на корду, а тот же самый собачий поводок на роль чумбура претендовать не может.

Многие уже давно покупают корды и чумбуры в специализированных магазинах, а кто-то по прежнему пользуется старым пояском от бабушкиного халата…

Круг за кругом

Корда – это прочная тесьма, предназначенная для работы лошади по кругу. Например, энергичную и сложную в работе лошадь предпочтительно сначала отгонять на корде, чтобы она немного успокоилась, а после этого уже садиться верхом.

Материал, из которого делаются корды, различен. Самый простой и дешевый – это хлопчатобумажная, так называемая кордовая, зеленая тесьма российского производства. Еще существует «благородная» тесьма западного образца (она синтетическая с добавлением хлопка, цветная и красивая, может быть мягкой или жесткой). При покупке на жесткость корды нужно обратить особое внимание. Дело в том, что жесткая тесьма может сильно «обжечь» руку, про это надо вспомнить еще в магазине. Ведь когда лошадь начнет выдергивать из ваших рук корду, думать будет уже поздно.

Метраж корды нужно выбирать в зависимости от радиуса, по которому вы собираетесь гонять лошадь. Есть два стандарта – восемь и десять метров. Но на заказ можно сделать любую длину. Естественно, если у вас манежик или «бочка» величиной с цирковую арену, то двадцатиметровая корда не нужна. Для работы на быстрых аллюрах и если площадь позволяет, лучше покупать длинную корду. А вот для работы в руках, предположим для постава головы или при работе на сокращенной рыси, лучше использовать восьмиметровую корду. Но это не столь принципиально. Ведь десять метров всегда можно превратить в восемь. Хотя двухметровый конец корды, висящий у вас в руках, тоже не лучший вариант. В таком случае надо иметь две корды для разной работы.

Людей, привыкших ко всему кожаному и считающих этот материал самым прочным, удобным и надежным, придется огорчить – кожаных корд (а также чумбуров) не бывает. Это была бы слишком тяжелая корда, постоянно волочащаяся по земле. Поэтому для производства используют только тесьму, так как она легче, с нее грязь слетает быстро и она меньше подвержена температурным и влажностным перепадам.

По своей форме корды бывают круглые, как трос для буксировки автомобиля, или плоские. Большое значение имеет ширина тесьмы, варьирующаяся от 20 до 30 мм. Но 30 мм свободно держать в руке сможет разве что крупный мужчина. Самый оптимальный вариант – это 25 мм, не больше.

Еще надо учитывать, что наша обыкновенная тесьмяная корда не тянется, а импортная плетеная при влажности растягивается, при сухости – сокращается. Получается, что длина такой корды будет варьироваться в зависимости от погодных условий. Но такая проблема присутствует у плохой синтетической тесьмы. А цена корды, как вы уже догадались, прямо зависит от качества материала, из которого она сделана.

Чем хороша наша кордовая зеленая тесьма? Удобно лежит в руке и выдерживает любые рывки, так как очень прочна и долговечна. Ведь корды обычно не перетираются, они рвутся. Также наша корда – легкая и достаточно крепкая. Она бывает двух размеров – 35 мм и 20 мм шириной. 20 мм – это самый удобный вариант, 35 мм – на любителя, так как слишком широка практически для любой руки.

Зацепка

Корды пристегиваются или карабином, или с помощью горта* с пряжкой. С гортом прочнее, но с карабином быстрее, удобнее и проще. Правда, карабины иногда ломаются. Бывает, что на кордах используются альпинистские карабины. Вот уж они-то могут выдержать любой рывок, но и за ними нужен глаз да глаз. Когда вы отстегиваете такой карабин после работы, его надо вешать в застегнутом виде, так как он ничем не зафиксирован на самой тесьме и может соскочить.

Вообще, модификаций карабинов очень много. Конструктивная разница не имеет значения. Здесь важно только, насколько он крепок, то есть из какого металла сделан. Угадать визуально это практически невозможно. Карабин может быть сделан по порошковой технологии или вообще оказаться пластмассовым, покрытым краской под металл. Хотя пластмассу можно хоть как-то угадать, постучав по ней.

Подведем промежуточный итог: корда должна по ширине подходить под руку и по длине соответствовать вашим требованиям, а также должно быть удобным и крепление корды.

Ну и, естественно, не забывайте об уровне подготовки вашей лошади. Если лошадь молодая и неопытная, то и корда вам понадобится более крепкая, способная выдержать сильное натяжение и рывки, нежели для выезженной лошади, которая уже знает, как двигаться на корде.

И, конечно же, нужно обратить внимание на то, чтобы зашивки (одна – около карабина или пряжки с гортом, вторая – зашивка петли) были надежно прошиты и зафиксированы, нитки не торчали.

Маленькая большая хитрость

Если лошадь работается на корде в уздечке, то используется специальный длинный подгубный ремень с центральным кольцом для корды, который крепится за кольца трензеля. Но в стандартном, так сказать «советском» варианте корда кончалась пряжкой с гортом, и длина этого горта была не меньше 50 см, с тем чтобы горт проходил сразу через два кольца трензеля. Длина подгубного ремня как раз и составляет половину длины стандартного кордового горта – 25 см. Когда лошадь работается в недоуздке, у которого есть центральное кольцо, то в дополнительной конструкции, то есть в подгубном ремне, нет необходимости.

Постоим, пожуем...

Чумбуры бывают цепные, веревочные, тесьмяные и комбинированные. Чумбур – это фактически выводной повод. Раньше была некоторая разница. Выводной повод – подлиннее, а чумбур – он применялся только для привязи лошади – покороче. Сейчас эти границы стерлись, и названия принципиального значения не имеют. И теперь каждый просто выбирает чумбур на свой вкус: с петлей на конце или без петли, длинный или короткий.

Чумбуры бывают круглые и плоские, а также с разным плетением: с мелким, как у круглого автомобильного троса, или с крупным, как у цыганских нагаек. Плетение и форма принципиального значения не имеют. Здесь надо смотреть, что удобнее в руке и что больше радует глаз.

Так как чумбур подразумевает под собой привязь лошади, он должен быть очень крепким. Карабин или пряжка с гортом (в зависимости от конструкции) должны быть надежными. Для привязи лошади лучше использовать чумбур без петли на конце, будет удобнее привязывать.

Повод для привязи не должен быть коротким (минимум два метра), так как его нужно обматывать, допустим, вокруг коновязи, дерева или фиксировать в машине при перевозке. А ведь длины еще и на узел должно хватить.

Если вы просто фиксируете лошадь в коридоре на развязке, то привязь должна доходить до центра коридора и иметь петлю, чтобы через петлю продеть повод и зафиксировать на противоположной стене. Иногда вместо петли используется карабин.

Если требуется вести лошадь в руках, то на поводе обязательно должна присутствовать петля, чтобы он не выскочил из руки. Остальные требования и к выводным, и к привязным поводьям (и к тесьме, и карабинам или другим застежкам) такие же, как у корды.

С выводным поводом немного проще. На него приходится усилие меньшее, чем на повод для привязи, ведь второй конец находится у вас в руках. Здесь такого рывка, как на привязи, уже не будет. Но тут же возникает другая проблема: не важно, стоит лошадь или идет, но не пожевать этот повод (в месте поближе к карабину) она считает просто невозможным. Конечно, не все лошади таковы, но большинство. Лошадь «играет» с чумбуром и периодически пережевывает его. В этом случае хорошо помогут выводные поводья, где сантиметров 30-40, а то и 50 – металлическая цепочка. Играть с поводом лошадь от этого не перестанет, но перегрызть его – уже проблема. К тому же цепочка выглядит красиво.

Лошадь в коридоре

Развязки, безусловно, есть в любой конюшне. Тут фантазии владельцев нет предела. У кого-то в конюшне висят веревки, у кого-то старые вожжи или постромки, а некоторые используют для этих целей автомобильные буксировочные тросы. Многие вешают красивые чумбуры и, в общем-то, правильно делают.

Но с развязками можно и пофантазировать. Самый дешевый и красивый вариант – автомобильный буксировочный трос. Такие тросы нарядные и прочные. А требования к развязке о-го-го какие… Когда лошадь, например, куют, она фактически виснет на развязке всем своим весом.

Автомобильный буксировочный трос – жесткий, его узлом не завяжешь. Но привести его в состояние, пригодное для этих целей (и для выводных и для привязных поводьев, кстати тоже), очень просто. Из троса надо выдернуть несколько ниток (примерно одну треть) того наполнителя, который в нем находится, и зафиксировать концы. Внутри автомобильных тросов, как правило, обычные тесьмяные, нейлоновые или капроновые (бывают даже натуральные) нити.

Поговорим про арканы…

Перевозка лошади вообще вещь достаточно сложная, случаются и травмы. Так как любое путешествие для лошади практически всегда стресс, в машине она нервничает, вследствие чего часто обрывает привязь, рвет недоуздок. В помощь недоуздку при транспортировке можно надеть аркан.

Про арканы как-то незаслуженно забыли, хотя это очень нужная и надежная деталь конской амуниции. Те, кто забыл об этом, рискуют потерять при перевозке (или ковке) и недоуздок, и уздечку. Лошадь может дернуть не один раз, а усилие ее при этом равно нескольким тоннам – рано или поздно обязательно что-нибудь порвет. Вот здесь на помощь и приходят арканы.

Аркан – это войлочный ремешок (стандартная ширина 9 см) с тесьмой через всю длину и с кольцом по центру, с одного края которого кожаный (или сыромятный) горт, а с другой – пряжка. Аркан имеет кольцо, недоуздок тоже имеет кольцо. Аркан, надетый на шею, пристегивают вместе с недоуздком за эти кольца. И усилие, которое обычно идет только на одну точку, в данном случае распределяется еще и на шею, и соответственно, с недоуздка на аркан. Только нельзя забывать, что аркан, конечно, берет на себя часть усилия, но только в том случае, если не просто висит на шее лошади для красоты, а пристегнут к недоуздку. Правда, чтобы зацепить оба кольца, обычного карабина может и не хватить, придется вспомнить о варианте чумбура с большим гортом и пряжкой.

Еще на арканах купают лошадей летом в реке. Но это уже другая история…

Готовьте денежки!

Что касается импортных арканов – тут придется побегать по магазинам, на каждом шагу они не попадаются. Зато наши арканы самые надежные и самые дешевые. Так что не ломайте голову и хотя бы в этом случае поддержите отечественного производителя.

Дорогие импортные корды чаще всего надежны и удобны, а вот дешевые – почти все синтетические (сделаны из материала типа сенной веревки), в результате чего жгут руку.

По производителям все остается практически так же, как и в любой другой амуниции. Если фирма хорошо делает, предположим, уздечки, то и с кордами она справляется на ура. Хорошие корды и чумбуры делают немецкие и итальянские фирмы, чуть хуже – финские. Голландскую «мелочевку», а тем более французскую, к нам вряд ли повезут, это просто не выгодно.

Но здесь есть другой момент. Многие фирмы тесьмяные вещи делают не дома, а по собственной технологии в странах с дешевой рабочей силой. Поэтому многие вещи разных фирм выглядят практически одинаково, ведь делаются фактически в одном месте. Но нельзя сказать, что это очень плохо, ведь речь идет о «мелочи» типа корд и чумбуров, а не о седлах, например. Зато вариации на тему цены – налицо. Тут уж все зависит от громкого (или не очень) имени фирмы.

Уберечь себя от некачественной покупки достаточно проблематично. Вы никогда не угадаете, насколько та или иная тесьма проверена на разрыв, на перетирание, не расползется ли. Снаружи обычно все выглядит идеально, а вот внутри… Кто ж знает, какой наполнитель у красивого разноцветного чумбура? Подделки чаще всего выглядят достойно, называются всякими известными фирмами, попадают к нам через Польшу. Правда, где их делают, неизвестно.

Но кое-что можно проверить еще в магазине. Возьмем круглый импортный чумбур. Из чего он состоит? Из карабина, оболочки и наполнителя. Бывает, что на карабине зафиксирована только оболочка, а нити наполнителя через карабин не продеты. Это откровенный брак. А бывает, что все продето нормально, но зафиксирована только оболочка. Синтетика тянется, оболочка начинает сползать и растягиваться – и в итоге карабин держится опять же только на оболочке. А она не прочная, разорвется через несколько сильных рывков. Но вот этого уже никак на ощупь не определить…

Главное – не расстраиваться

Конечно, корда или чумбур дешевле седла, но здесь дело не в количестве выброшенных денег. При покупке некачественной вещи, естественно, портится настроение. Поэтому надо идти в солидный магазин, там смотреть фирму-производителя того или иного товара. Правда, как мы уже выяснили, уберечь себя от покупки некачественной продукции практически нереально.

Радует только то, что откровенная гниль в кордах и чумбурах не попадается. Даже если там в качестве наполнителя х/б, которое будет мокнуть и портиться не просыхая, то этого х/б там много, хватит на несколько лет. Главное, не надо особо переживать, так как ремонт корд и чумбуров обойдется дешево. Максимум, на чем вы действительно можете «наколоться», так это на карабине (порошковая металлургия), но этого вы не выясните, пока карабин не сломается (или не раскрошится, что тоже возможно).

И, в заключение еще раз хочется напомнить, что идти в магазин конской амуниции, даже за любой мелочью, желательно с человеком, который имеет представление об этой мелочи. А также нельзя забывать, что срок эксплуатации корды, чумбура или аркана зависит от их периодического профилактического осмотра, своевременного ремонта и правильного ухода.
______________________________________________________________________________________________________
*Горт – кожаный ремешок, пристегивающийся к пряжке.

Галина САТУШЕВА
Фото Светланы Петровой

Реклама