Уведомлять о новых сообщениях

Путлища и стремена #6310

Галина САТУШЕВА

Точка опоры

Говорят, что давным-давно великолепные амазонки скакали на не менее великолепных конях, «оседланных» тигровыми шкурами. Ступнями девушки упирались в маклоки и чувствовали себя при этом просто превосходно.

Но жизнь не стоит на месте… Уже давно придуманы удобные седла со стременами. Конечно, никто вам не запретит ездить без стремян или вообще без седла, поэтому наши советы для тех, кто все же решил облегчить себе жизнь наличием стремени.

Пути путлищ неисповедимы

Начнем с путлищ. Ведь именно они несут на себе основную нагрузку и… Хотела написать, что в неразлучном тандеме «стремена-путлища» только путлища могут порваться, но вовремя вспомнила случай, когда ко мне подошла девочка и попросила заменить ей стремя, так как «оно сломалось». «Ты, наверно, имеешь в виду путлище?» – поправила я. Ребенок запротестовал и тут же принес мне разорванное и разогнутое стремя… Так что всякое бывает, хотя на моей практике такой случай оказался единственным.

Итак, путлища бывают кожаные (одинарные или двойные), сыромятные и тесьмяные. Одинарные путлища производятся в основном из полувала (кожа, из которой делаются уздечки). Двойные могут быть как из двух слоев кожи (полувала), так и из полувала (верхний слой) и сыромяти (нижний). Последние самые надежные, потому что полувал достаточно вынослив «на истирание», а сыромять – «на разрыв». Таким образом, эти два слоя как бы «держат» друг друга. Но к таким путлищам требуется больше внимания. Дело в том, что нитки изнашиваются быстрее, чем кожа, и надо следить за их состоянием, вовремя принимать меры если что не так. Еще один минус двойных путлищ – они менее мягкие, будучи новыми, могут натереть ногу.

Сыромятные путлища намного мягче. Но у них другая проблема: сыромять выдерживает практически любые нагрузки, но при этом тянется, становясь длиннее и уже. В итоге пряжка разбалтывается и начинает вертеться. Ко всему прочему всадники обычно сидят в седле не четко по центру, а с небольшим смещением на один бок. Вот и получается, что через некоторое время одно путлище становится длиннее другого.

Тесьмяные путлища кто-то хвалит, кто-то ругает. Основное отличие – дырочку можно сделать в любом месте. Но этот сомнительный плюс со временем превращается в минус, так как тесьма в месте наибольшего «продырявливания» обтрепывается и рвется. Да и потом не факт, что «на глазок» возможно точно угадать, где эту дырочку делать, чтобы путлища были одинаковой длины.
Номерные знаки

Одно из основных требований к путлищам – крепость кожи. Шпенек (на пряжке) не должен разрывать дырочки. В идеале на путлищах должны стоять цифры, что очень удобно – не нужно долго примеряться и мучить тренера вопросом, «одинаковые ли стремена», достаточно застегнуть пряжки на одинаковых цифрах.

Также при покупке надо обратить внимание на пряжку. Она должна быть крепкой, с массивным крепким шпеньком (чтобы он при эксплуатации не заворачивался). Пряжка обязательно – «пятистенка», то есть поделенная посередине дополнительной перекладинкой. Шпенек лежит на ней, не проскакивая внутрь пряжки. При отсутствии дополнительной перекладинки пряжка будет расстегиваться на ходу.

Разбор «хвостов»

Путлища – далеко не мелочь. От этих простеньких ремешков с пряжкой порой зависит жизнь человека, и все производители отдают себе в этом отчет. Что наши, что импортные путлища – все качественные, ведь для их производства выбирается лучшая кожа.

При выборе нужно учитывать рост человека. Ребенку нужны короткие путлища, взрослому – длинные. Много – не мало, подумают некоторые, но когда путлища слишком длинные и «хвостик» некуда деть – хорошего мало. Путлища должны быть по вашему росту и зависеть от вида конного спорта, которым вы занимаетесь.

Средняя, наиболее часто используемая длина путлища – 140 см. Но как же все-таки подобрать путлище в магазине по размеру как можно более точно? Очень просто: оно должно составлять 2,5 длины вашей руки. Такой размер путлищ вам необходим с учетом роста для конкура или, допустим, прогулок по лесу.

Ноги в… стремена

Образно эти «точки опоры» можно разделить на «конусные» и «круглые». А вот дальше разновидностей просто не сосчитать.

Для начала, стремена бывают с широкой или узкой площадкой (косой или прямой), которая, в свою очередь, может быть как с дырочкой в середине для резинки (косой или прямой), так и сплошной (рифленой или гладкой).

Если резинка или сама площадка имеет некоторый скос, вам уже практически не нужно следить за положением ноги – она сама правильно ложится. Но такой «наворот» мы не советуем тем, у кого еще не выработалась правильная посадка. Косая резинка или площадка будут, облегчая процесс обучения, не помогать, а только мешать. Когда нога сама по себе, без усилия со стороны обучающегося, лежит правильно, ему сложно понять, как ее надо держать. И стоит после этого убрать резинку, как ваша «правильнолежащая» нога, оказавшись без поддержки, тут же «выйдет из-под контроля». Так что правильного положения ноги (наружная часть стопы выше, чем внутренняя) нужно добиваться путем кропотливых тренировок.

При обучении лучше всего пользоваться стременами с прямыми площадками или с прямыми резинками. Резинка – вещь удобная (нога не скользит), но при обучении тоже имеет свои минусы. Когда нога стоит в стремени плотно (не скользит, не смещается), неопытный всадник перестает за ней следить, может опустить носок, загнать ногу в стремя. Соответственно, излишние удобства мешают обучению вообще и выработке правильной посадки в частности.

Не забудьте о величине стремени. Не во всякое импортное стремя возможно влезть без специализированной обуви. При покупке не поленитесь померить стремена на ту обувь, в которой будете ездить. Только так можно точно по размеру подобрать стремя.

Стремена на застежке

Они призваны расстегиваться в опасной ситуации, когда нога застревает в стремени. Расстегиваются они с наружной стороны (либо откидывается металлическая палочка, либо резиночка, надетая на специальный крючок). Такие стремена должны максимально обезопасить езду, но иногда делают ее еще более опасной – бывает, что они расстегиваются в неподходящий момент, когда вы просто дернули ногой.

Замок с хорошей реакцией

Хитрый замочек на седле, в который вставляется путлище, называется шнеллер (от нем. schnell – быстро).

Шнеллеры бывают защелкивающиеся и с откосом (иногда очень незначительным, а иногда почти вертикальным). Если на седле просто петля (как на пастушьих или казачьих седлах) или отверстие прямо в ленчике (как на строевых или скаковых седлах) – это уже не шнеллер.

Защелкивающиеся шнеллеры в зависимости от производителя бывают наборные, состоящие из нескольких пластин (при застегивании издают щелчок) и застегивающиеся вручную, как бы на небольшую петельку.

При езде по пересеченной местности, где дорога то вниз, то вверх, лучше всего использовать седла с защелкивающимися шнеллерами. Просто с откосом тоже хорошо и удобно, но при сильных нагрузках (например, если ваша лошадь любительница «посвечить») может выскочить в неподходящий момент.
Когда встречаются шнеллер с путлищем...

На спортивных седлах обязательно есть шнеллеры, путлища крепятся не намертво. При падении с лошади, если нога застревает в стремени, путлище выскакивает из шнеллера и зачастую спасает этим жизнь. Однако шнеллер – это не только безопасность, но и удобство смены путлища. Когда на седле просто отверстие в ленчике, путлище в него просунуть гораздо сложнее, чем в шнеллер.

Кстати, если путлище сложно вставить в «мертвое» крепление (на ленчике), существует маленькая хитрость. Тоненькая проволочка цепляется за первую дырочку путлища. Проволочка легко проходит в крепление. Остается только потянуть за нее, поймать конец путлища и вытянуть.

Конечно, если вам понравился шнеллер, но не понравилось само седло, покупать его не стоит. Но, как правило, производители отдают себе отчет в том, что на профессиональном седле нужен шнеллер с защелкой, а на прогулочном или учебном (самом простом и дешевом) можно поставить и просто шнеллер с откосом.

Сложность этого крепления, кроме назначения седла, еще зависит от цены последнего. Но в последнее время почти на все импортные седла ставятся шнеллеры с защелками.

Реклама